Роман Лябихов – депутат Государственной Думы от фракции КПРФ. Он представляет в парламенте Костромскую, Ивановскую, Владимирскую и Ярославскую области и второй созыв активно работает в Комитете по строительству и ЖКХ
– Роман Михайлович, закончилась очередная сессия. Какие жизненно важные законы, на ваш взгляд, были приняты Государственной Думой за этот период?
– Отвечу в части работы нашего Комитета: в весеннюю сессию Государственной Думой были приняты важные для граждан РФ законы. Речь идёт о сокращении согласительных процедур в строительстве, совершенствовании механизмов Комплексного развития территорий, об обеспечении безопасности газового оборудования и многие другие. Сейчас мы работаем над созданием новых и понятных инструментов управления многоквартирными домами для активных собственников и, в целом, над новыми правилами работы для управляющих такими домами компаний. Это, на первый взгляд, рутинная работа, но её выполнение скажется на благополучии тысяч людей.
– Какие законодательные инициативы или законопроекты удалось провести лично вам? Есть ли понимание со стороны других фракций?
– В 2023 году я стал соавтором нескольких законопроектов, в том числе «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Законопроект позволит ужесточить требования к порядку проведения общего собрания, повысит степень заинтересованности в принятии решения строго в рамках действующего законодательства с учётом интересов собственников. Исключим таким образом массовую подделку протоколов подобных собраний, что оборачивается впоследствии большим проблемами для людей.
Я внёс поправки к нескольким проектам федеральных законов, в том числе к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Цель – уточнение обязательных требований в области промышленной безопасности, предъявляемых к классификации опасных производственных объектов. Это важно для экологии и сохранения здоровья граждан.
– У вас большой округ и везде, так скажем, «море проблем». Какие бы вы назвали самые злободневные, с которыми вам приходится сталкиваться, бывая в регионах?
– Каждую сессию ко мне поступают сотни обращений. Часть из них удаётся решить на местах благодаря, в том числе, и работе помощников в общественных приёмных. Преимущественно в обращениях содержится информация о проблемах сферы ЖКХ, тарифах, благоустройстве. Много вопросов, касающихся качества здравоохранения и оказания социальной и материальной помощи.
Конечно же, поступают жалобы, указывающие на снижение материального благосостояния граждан, получающих пенсионное обеспечение, на меры социальной поддержки, неудовлетворительное транспортное пассажирское сообщение, общественный порядок, состояние экологии и другие. Иногда вопросы носят сугубо локальный характер, и местные власти вполне бы могли их решить на своём уровне. Но зачастую приходится вмешиваться, чтобы «сдвинуть» проблему. Рассматриваем и большой объём индивидуальных обращений от граждан частного характера.
– Помнится, вы активно курировали вопрос переселения из ветхого аварийного жилья. Есть ли подвижки в решении этой проблемы?
– В Комитете ГД по строительству и ЖКХ ведётся активная работа по решению проблемы
расселения аварийного жилья. По данному вопросу Комитет взаимодействует с Министерством строительства и ЖКХ РФ, Фондом развития территорий и с другими профильными ведомствами.
Безусловно, подвижки есть, но не такие большие, как хотелось бы. Сегодня во многих регионах завершается расселение аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, и некоторые уже закончили выполнение программы расселения. Новые инструменты, которые мы дали регионам на законодательном уровне, позволяют задействовать для строительства новых домов под расселение «аварийки» давно не используемые промышленные территории. Но проблема все ещё остается актуальной, так как в силу разных причин не все хорошо справились с выполнением программы переселения. В каждом из курируемых мной регионов проблемы существуют.
Приведу только несколько цифр по Костромской области:
– количество аварийных домов – 372
– количество граждан, нуждающихся в переселении – 5,86 тыс. чел.
– необходимые средства – более 3 млрд. руб.
И это только официальные данные. Конечно, сама проблема намного серьёзнее.
– Вы достаточно жёстко выступали на «круглом столе» по переработке твёрдых коммунальных отходов… Критиковали проведение мусорной реформы. Скажите, удалось ли внести какие-то предложения по изменению ситуации?
– Участники «круглого стола» – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты, Счётной палаты, представительных и исполнительных органов власти субъектов, общественных объединений, учёные и эксперты в области охраны окружающей среды по результатам обсуждения коллегиально отметили, что новая концепция РОП, принятая в конце 2020 года, которая должна была привести к снижению количества образования отходов и формированию системы обращения с ТКО, требует реформирования.
Институт РОП должен стать экономическим инструментом для реализации высших приоритетов госполитики, в частности, предотвращения образования отходов. Темпы образования пищевых отходов представляют отдельную проблему для окружающей среды и здоровья граждан представляют темпы образования пищевых отходов. Фракция КПРФ направила ряд рекомендаций Правительству, например, предложила включать в территориальные схемы по обращению с отходами прогнозные изменения количества отходов по каждому виду и классам опасности. В частности, в Минприроды, в Минэкономразвития и Минпромторг направлены отдельные требования по принятию мер по разработке и принятию государственной программы по реализации приоритетных направлений госполитики – предотвращение образования отходов, снижение использования первичных ресурсов, увеличение срока жизни товаров и их повторное использование.
Также предложено разработать и принять необходимые меры по повышению ответственности производителей и импортёров, чьи товары оказывают существенное негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме этого, мы договорились со своей стороны разработать и инициировать внесение в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормы, устанавливающей поэтапное ограничение вплоть до полного запрета оборота на территории Российской Федерации товаров и упаковки немедицинского назначения, которые не могут быть выделены из общего потока ТКО, не могут быть направлены на материальную утилизацию, а также имеют многоразовые альтернативы.
Большая проблема – это разграничение зон ответственности по содержанию территории сбора мусора между УК и региональным оператором. Сложный вопрос, но он требует решения. Мы в Комитете понимаем проблему, у неё нет однозначного решения, но мы с коллегами настроены взять этот «снаряд» в текущем году.
– Знаю, что у Вас было несколько международных поездок в этом году. Что Вам запомнилось, что удивило и что порадовало?
– Особенно хотел бы отметить поездку в составе делегации КПРФ в Китай. Здесь мы воочию убедились, что фраза «социализм с китайской спецификой», «модернизация в китайском стиле» – это не пустые слова. ВВП Китая за последние 20 лет вырос в 4 раза, и это говорит о многом. Увиденное поражает. Мощное развитие инфраструктуры, промышленности, успехи в социальной сфере. Всё это отражается в конечном счёте на благосостоянии китайцев, которое неуклонно растёт. Лично меня больше всего впечатлили самая мощная в мире ГЭС «Три ущелья» в провинции Хубей, а также 20-ти километровая невероятно благоустроенная набережная на месте старой промзоны в г. Ичан. Об этих сооружениях можно много рассказывать. Поразил своей масштабностью новый мега-аэропорт в Пекине, запомнилась редакция крупнейшего СМИ в Китае, медиа-холдинга «Жэньминь жибао», суперсовременный индустриальный парк «Синфа» и многое другое. Я рад, что мы имеем таких партнёров сейчас. Хорошо, что будем развивать и укреплять наши отношения. У китайцев есть чему поучиться.